"АвтоВАЗ" продолжает опорожнять закрома собственного научно-технического центра, позиционируя разработки 80-х годов в качестве обещанных автомобилей будущего. Очередными машинами, которые уже ожидают полномасштабного тольяттинского пиара, скорее всего, станут микроавтомобили "Гном" и "Эльф". Предприятие намерено показать их в столице в конце мая. Между тем эксперты называют машины технически сырыми, полушутя предполагая, что именно эти автомобили станут теми машинами класса "А", которые обещало поставить на конвейер новое руководство завода, пишет GZT.ru. Самый известный автомобильный "долгострой" "АвтоВАЗа" - Lada Kalina. История машины началась в 1994 г., когда руководство альянса AVVA объявило о начале работ над созданием "народного автомобиля" "ВАЗ" 1116. На него основатели "Автомобильного всероссийского" - Борис Березовский со товарищи - собирали деньги у всей страны. Позднее с помощью этих средств была создана та самая перекрестная схема владения заводом, от которой не спешит избавляться и новый топ-менеджмент. Серийные же "ВАЗ" 1116 увидели свет только в 2004 году. Правда, под Калину" команда бывшего главы совета директоров завода Владимира Каданникова размещала годовые кредитные ноты на сумму $100 миллионов. Еще около $630 млн в конвейер инвестировал сам завод. С "Эльфами" и породившими их "Гномами" дело обстоит сложнее. Автомобили представлялись исключительно на специализированных выставках и являлись рабочими моделями, находящимися в процессе проектирования. "Скорее всего, - говорит аналитик центра экспертных программ Всероссийской организации качества (ЦЭП ВОК) Ефим Добринский, - автомобиль не выдержит даже элементарного краш-теста, без которого путь на столичные дороги ему закрыт". Неудивительно, что, даже начав рекламировать автомобили, тольяттинские разработчики тоже не сообщают ничего о перспективах сборки. Более того, не сообщается почти никаких подробностей и о технических характеристиках "Эльфов" и "Гномов". Пока лишь известно, что машины существуют в довольно замысловатой версии "демонстрационно-ходовых макетов". По данным пресс-службы "АвтоВАЗа", трехметровый кузов "Гнома" создан на укороченной платформе "Оки" из металла и пластика - того самого сочетания, которое стало роковым для другой отечественной разработки микролитражного класса - автомобиля "Мишка", спроектированного специалистами компании "АСМ-Холдинг". На регулярных экспозициях машина представлялась как наиболее легкая в своем классе за счет масштабного использования пластиковых материалов. Начать производство автомобиля инвесторы обещали сначала на мощностях "БелАЗа", а позднее - на Тульском комбайновом заводе и на краснодарском заводе имени Седина. Однако до сих пор ни одного серийного "Мишки" с конвейера так и не сошло. Да и родство с "Окой" не делает "Гному" чести: в машине используется большинство ее агрегатов. После заявлений чиновников о сокращении госзаказа на "Оку" от ее производства отказались как "Северсталь-Авто", купившая у "КамАЗа" Завод микролитражных автомобилей, так и Серпуховской автомобильный завод. Описывая "Эльфа", на заводе используют эпитеты "легкий" и "воздушный". При этом в первую очередь разработчиками внимание обращается не на свойства двигателя и не на уровень активной и пассивной безопасности, зато в красках описываются оригинальные дуги для тента и багажник для спортивного снаряжения. На заводе не скрывают: в кладовых научно-технического центра есть и другие прототипы, способные привлечь публику. Однако именно это вызывает у экспертов настороженность. Наблюдатели считают подозрительным тот факт, что новое руководство "АвтоВАЗа" выставляет модели, "пылившиеся" полтора десятилетия. "Не исключено, что именно эти не первой свежести разработки лягут в основу обещанных машин XXI века, под которые "Рособоронэкспорт" и Роспром просят на развитие завода $5 миллиардов", - полушутя замечает Ефим Добринский из ЦЭП ВОК.
|